Среда, 7 декабря 2016 WOT 9.16 +  Письмо в редакцию
Среда, 7 декабря 2016 WOT 9.16 +  Письмо в редакцию
Популярно

EMIL как «тяжелый танк» Швеции из истории


Как нам всем известно скоро выходит долгожданное обновление 9.17 World of Tanks релиз которого намечается на конец декабря. Одним из нововведений будет шведская танковая ветка. Многие из игроков очень ждут опробовать танковую технику из скандинавской страны, да и собственно сравнить с лучшими образцами США, Европы и СССР, мол, а вдруг шведские танкостроители создали что-то крутое, которое возможно даже «порвет» французов или немцев по характеристикам.

emil-i-emil-ii-kranvang

Одним из таких экземпляров является Kranvagn что в переводе со шведского означает «подъемный кран». Но в танковой истории он вошел под своим псевдонимом как проект EMIL.

История разработки сего агрегата покрыта тайнами и неожиданными поворотами. На начало Второй Мировой Войны шведские военные силы могли располагать только легкими танками до 20 тонн. Где-то к 1944 шведская армия решила, что нужно было создать танк с хорошей броней и боевыми характеристиками. В качестве прототипа был построен модифицированный танк Strv m/42, однако его испытания так и не были произведены. В итоге было решено создать конкурента французскому АМХ 50, но с улучшенной броней при более компактных размерах, и массой до 30 тонн. В качестве рабочих прототипов было выпущено шасси, а также макет башни. Разработчики решили, что нужно отдать некоторые наработки сторонней британской компании в обмен на Центурионы и М46 Паттон, о чем позже пожалели. Позже шведы заключили сделку на закупку деталей от Sherman Firefly, однако на заводе Шерманов не хватило деталей, и сделку пришлось отложить на неопределенное время. К 1951 году были созданы первые наброски нового танка собственной разработки Krv Emil.

kranvang-model-istorjaj
По задумке разработчиков машина должна была стать «убийцей» нашумевших французов AMX 50(120). Но с намного улучшенной броней и высокой боевой эффективностью, которая способна уничтожить любую наземную цель даже из-под укрытия, что уж там говорить об объектах в зоне прямой видимости. Хорошая броня должна противостоять тяжелым танкам. Гусеницы и подвеска должны быть адаптированы под шведские дороги Боевое шасси должно было бы использовать 15-см САУ и 57-мм ЗСУ орудия. Но при этом танк внешне должен быть намного меньше по сравнению со своими аналогами

На разработку проекта сильно повлиял француз АМХ-13 с его качающийся башней и барабанной системой заряда, куда должны были идти снаряды кумулятивного типа. В отличие от француза лобовая часть была переделана в пользу увеличения длины нижней части до башенного погона, чтобы получилось единое целое с возможностью движения, у АМХов же нижняя часть была неподвижной.

emil-i-emil-ii-kranvang-kartinka
Автоматическая крупнокалиберная пушка, разрабатывалась и ранее, просто именно EMIL стал основой разработки танков тяжелого класса для армии Швеции. Кумулятивные снаряды по мнению разработчиков должны были дать хорошие показатели бронепробиваемости, а барабан заряжания поможет дать контрольный выстрел, по трудно доступной цели. Но всё это увы осталось в планах, из-за ограничений по массе боевой машины. Хотя по сути такую пушку в теории можно было установить и в танки с более легким шасси.

Главным требованием от армии было начать серийное производство внутри страны, так как во времена «холодной войны» Швеция оказалась отрезанной от поставки военной техники практически со всей Европы.

Сам процесс разработки Эмиля был достаточно интересный, ответственность на себя взяли три компании:
1. Landsverk, которая отвечала за разработку корпуса, и компоновку основного блока деталей в нем.
2. Компанией Бофорс были представлены макеты с башней, орудиями и барабаном заряжания.
3. Ходовую часть и двигатель должна была собирать Flygmotor Svenska.

На всё должно было уйти от трех до пяти лет, но увы к 1952 году никаких особых сдвигов в производстве сделано не было. Так и не была не решена проблема по выбору двигателя, предела массы, и толщина брони. Консорциум проекта лишь провел ряд обсуждений и исследований.

В качестве двигателя должны были бы использоваться прототипы, которые имели мощность в 550 лошадиных сил. Но позже рассматривались варианты установки американского двигателя вплоть до 810 лошадиных сил, что повлекло бы за собой разделение Эмиля на три разных комплектации с разной массой, но компоновка деталей должна была быть неизменной. В американском варианте была переработана подвеска, гусеницы увеличены, лобовую часть сделали похожую на советскую ИС-3, а задняя часть башни теперь стала литая.

В планах было создать три версии Kranvagn EMIL E1, E2, Е3:

emil-i-wot-tanks-первый EMIL I имел массу в 32 тонны, на что влияла толщина брони. В качестве орудия была 12-см пушка, младшая содержала более маломощные двигатели в 170 лошадиных сил;

emil-ii-wot-tanks
-второй EMIL II был заметно тяжелее. Его масса доходила до 40 тонн, но такая модернизация повлекла за собой увеличение брони и установки более мощного двигателя до 665 лошадиных сил. На вооружение планировался именно этот вариант, так как он казался более респектабельным чем модель Е1. Во вторую модель могли устанавливаться и родные шведские двигатели, но после того как разработчики положили глаз на американские, более мощные движки, внутреннее производство оказалось невостребованным;

kranvagn-wot-tanks
-третий Kranvagn был самым тяжелым танком в линейке, весом до 42 тонн. Главной проблемой которого стала невозможность проектирования подходящего двигателя для него. Оружейная система была схожа со второй моделью, но передняя бронь и по бортам была намного лучше, однако это позволило сохранить хорошую маневренность. После всех раздумий было решено оставить концепты третей версии. Он и послужил как основа для будущих разработок EMIL.

В 1953 году были проведены переговоры по покупке французов АМХ 13, чтобы потом использовать наработки, такие как вращающаяся башня, но после их провала главнокомандующим проекта было решено приобрести танки Centurion MKIII. После того как Центурионы показали неудовлетворительные результаты в ходе исследований, дальнейшая судьба проекта Эмиль осталась неизвестной. А в 1954году техническая база Бофорс и вовсе столкнулась с проблемами в проектировании башни, а точнее с гиростабилизацией снарядов. Изначально проект было принято разделить на отдельную разработку орудия и отдельную разработку снарядов. Последняя задача ложилось на шведскую армию. В итоге несогласованных и плохо скоординированных действий была отменена разработка пушки для кумулятивных снарядов. На их замену, Бофорс предложила подкалиберные снаряды. В СФА дела наоборот пошли вверх, двигатель собственной разработки начал проходить первые успешные испытания. Его характеристики были сильно улучшены и превосходили по параметрам американский, и после всех испытаний было решено использовать именно его. Год спустя инженерами была изменена система наводки с 10° до 12 °, она позволила держать равновесие пушки намного увереннее. Масса башни увеличилась до 3 тонн, при этом бронь бортов была снижена.

emil-i-emil-ii
Под конец 1954 года проект Эмиль достиг финальной отметки. На столе у инженеров были полностью готовые проекты. К 1956 году были подготовлены пару макетов корпусов для первых прототипов, а в следующем году было изготовлено шасси для 15-см САУ. Чтобы не привлекать шпионскую разведку танк прозвали «Подьемный кран» Kranvagn, в сокращении KRV, корпуса проверяли на прочность и столкновения. В1957 году уже было решено представить готовый вариант башни, но в итоге из-за задержки производства она так и не была представлена. В 1958году нужно было как-то спасать положение дел и у армии не оставалось другого выхода как закупить британские и французские альтернативы танков, было даже предложено использовать башню от Центуриона, однако ничего не вышло. В итоге проект EMIL канул в небытие, а всему виной безграмотная политика инженеров и главнокомандующего, если бы они не продали наработки британской армии, не питали надежду в Центурионах, которые и забили гвоздь в крышку гроба проекту, «Самоходный кран» имел бы шанс на существование.

В целом, подводя итог можно сказать что Kranvagn могли бы быть вполне интересными машинами получи они свою настоящую реализацию. Они могли бы быть отличной заменой легким танкам, во время военного конфликта в Северной Корее. Он и сподвиг к разработке этой серии танков. Ведь в 40-ые шведские вояки могли похвастаться только лишь знаменитым Strv m/42. Им нужен был танк с хорошим вооружением и броней. Но с окончанием войны многие проекты были заброшены, как собственно и герой данной статьи
Хоть проект EMIL и провалился с треском, он послужил богатым опытом для шведских военных сил. Основные концепты легли в разработку S-версии танка Kranvagn, такие как гидравлическая изменяемая подвеска. А САУ-установки породили такую артиллерийскую установку как Bkan, которая впечатляет своими характеристиками до сих пор. С закрытием разработки Emil было покончено с 40-тонными танками из Швеции.

© 2016 WOT-INFO.RU